Реклама от for.ru: Постельное белье по низким ценам
Шикарное постельное белье, низкие цены, отличное качество, богатый выбор расцветок
home-postel-khv.for.ru
 
 
Главная » Зимнее ориентирование »

Зимнее ориентирование

Официально, дисциплина зимнего ориентирования на лыжах называется ЛЫЖНАЯ ГОНКА, которая, в свою очередь, подразделяетмя на подвиды: спринт, классика, лонг, эстафета, маркированная трасса и др.

Однако, лыжные гонки в ориентировании имеют множество отличий от классических лыжных гонок. Они и сложнее, и гораздо интереснее, чем "обычные" лыжные гонки.

При этом, цель одна: пройти дистанцию за наименьшее время. Однако, способы достижения этой цели в "лыжах" и "ориентировании" абсолютно разные:

1. В классических лыжах спортсмену заранее известен маршрут (лыжная трасса), он может (а зачастую, просто обязан) его предварительно "обкатать". Задача - правильно разложить свои силы на дистанции и показать свою физическую и техническую подготовку. При этом, технике лыжного хода уделяется огромное значение, да и подготовке под погоду самих лыж тоже. Борьба идет за доли секунд, скорости максимально высокие.    В зимнем ориентировании, так же как и в летнем, показать высокие скорости - это лишь половина дела. Подключается голова. Поэтому, лыжи должны ехать не быстрее, чем думает голова! Маршрут - заранее не известнен, его спортсмен прокладывает сам для себя (за исключением маркированной трассы). Плюс к этому, спортсмен "тащит" на себе планшет с картой, что заставляет катить на дистанции более осторожно.

 

2. Для "обычных" лыжных гонок специально подготавливается лыжня (хоть под коньковый, хоть под классический ход), которая имеет форму петли. Трасса широкая, хорошо укатанная, вобщем есть где "развернуться", разогнаться, обогнать.    В зимнем ориентировании такая "роскошь" в районе гонок хоть зачастую и присутствует, но воспользоваться ею получается только изредка и на коротких отрезках. У ориентировщиков - специальная лыжня, которая называется СЕТКА.

Сетка - это лыжня, шириною (ВСЕГО !!!) 1 метр (ширина колеи снегохода), накатанная снегоходом непосредственно перед соревнованиями. Таких "одноразовых" лыжней перед гонкой накатывается целая масса, в различных направлениях. Все они показаны на карте зеленой пунктирной линией, и при взгляде на карту похожи на сетку.  Задача спортсмена - найти контрольные пункты (КП), нанесенные на карту, в строгой последовательности. А вот как их найти - тут и нужна голова, которая поможет разобраться в хитросплетениях сетки, проложить правильный маршрут: наиболее быстрый, и при этом безопасный. Только после этого подключаются ноги и внимательность: проложенный маршрут нужно пройти быстро и при этом внимательно считать пересечения лыжней, развилки. Нужно помнить, в какой момент, на какой развилке, и в какую сторону свернуть. Отслеживать свое местоположение на карте с помощью прочих ориентиров, окружающего рельефа. Опытные ориентировщики, после взятия очередного КП лишь единожды вглядываются в карту: составляют и ЗАПОМИНАЮТ маршрут до следующего КП, применяя чуть ли не фотографическую память. Затем, безостановочно и безошибочно катят до следующего КП на максимально возможной скорости. Это - признак мастерства! В зимнем ориентировании зрительная память играет огромнейшую роль.

3. Теперь о трудностях и технических особенностях прохождения дистанции в зимнем ориентировании. Напомню, что для "обычных" лыжных гонок специально подготавливается трасса. В ориентировании - это всего лишь лыжня шириною в 1 метр, на один (в лучшем случае, на два) раза пройденная снегоходом. Отсюда и все "прелести", которые довольно забавно описал один  мой знакомый, опытный лыжный гонщик по имени Алексей, решивший попробовать себя в лыжном ориентировании.  Вот его примерный рассказ:

"Я всю жизнь считал, что ориентирование на лыжах - это не серьезно, по крайней мере, в физическом плане. Остановился посмотреть в карту - вот уже и отдохнул, перевел дыхание. Одна знакомая ориентировщица предложила как то раз проверить свои силы в ориентировании. Снабдила меня планшетом, компасом и заявила меня на какие-то местечковые соревнования по ориентированию. Показала карту местности: мне было все понятно, т.к. карты (по крайней мере, топографические) я отлично читаю еще с армии. И компасом пользоваться умею.

Итак, день старта. Передо мною стартуют с интервалом в 1 минуту пять спортсменов. Я смотрю им вслед, оценивая скорость передвижения и понимаю, что "разделаюсь с ними на раз".

Старт!  Первый КП находится в метрах трёхста от старта, и до него ведет отличная лыжная трасса. Беру его с лёту! Причем, как ни странно, планшет ни сколько не стисняет движения. Позже, по сплитам, я видел, что на этом участке у меня получился лучший результат в группе, с довольно весомым отрывом от ближайшего преследователя.

На КП вынужден остановиться, чтобы прикинуть маршрут до следующего. В принципе, был единственный разумный вариант, но проходивший уже по сетке. Метров 100 довольно крутой подъем в гору, поворот налево, потом направо, потом пологий спуск метров 150 и КП на развилке. Трогаюсь в путь, выхожу на сетку, и тут начинаю понимать, что мои резвые "покатушки" закончились и началась "физуха"! Узкая лыжня не дает технично подниматься в гору, прокат приходится урезать в 2 раза, либо передвигаться на одних руках. К тому же, снег очень рыхлый и укатан явно в один проход "бураном", от чего палки переодически проваливаются в снег почти на-половину. К такому повороту событий я был явно не готов и моя первая мысль была: "Зимнее ориентирование - это лыжный мазохизм!!!". И грусно и смешно одновременно...  Ладно, пока корячился в горку, более-менее освоил "новый вид лыжного хода",  состоящий из адской смеси конька, классики и даблполлинга. И даже придумал ему название: "О-конёк" (в ориентировании все с приставкой О-).  Перед спуском с горки догоняю участника, стартовавшего за 2 минуты до меня. Он начал спуск передо мной, я за ним. И тут я понимаю, что мои лыжи катят гораздо быстрее (не зря готовлю свои "фишки" даже перед тренеровками), а тому, кто спереди деваться то некуда! Лыжня узкая, на спуске никак не разойтись. Начинаю усиленно плужить,  рукой подталкиваю его в лапку палки, и буквально накатываю ему на пятки. Итак, скорость вынужденно была скинута, 2-ой КП взят.  По сплитам, как ни странно, у меня и на в тором КП был лучший результат.

ОК, стою, сочиняю маршрут на 3 КП.  Вариантов, в принципе несколько... Я выбираю самый короткий, пытаюсь запомнить развилки/перекрестки. Пока думал, мой соперник уже куда то укатил, причем явно далеко. На третьем КП, передвигаясь по сетке все тем же "О-коньком" я понимаю, что такое "проложить неправильный маршрут"... Это жесть!  Короче, на одном из участков моего маршрута, нужно было повернуть на 90 градусов направо на втором перекрёстке. Я и решил так сделать. Да вот только не учел рельеф! (я то думал, что нарисованный на карте рельеф - это для новичков, чтобы не заблудиться). Нужный мне перекрёсточек лыжней находился прямо на склоне горы. А разгон я взял с самой макушки, причем не хилый такой разгончик. Пролетая на приличной скорости вижу: ага, вот первый перекрёсток, а вот... Блин!!!!  Передо мной второй, нужный мне перекрёсток, с такой же узкой лыжней. Как тут повернуть на 90 гр. на такой скорости? Знал бы трассу заранее - скорее всего "запрыгнул" бы в поворот, а тут растерялся... Резкий поворот - и встреча "морды лица" сначала с сосновой веткой, а потом с сугробом. Вот это жескач... Первая мысль: "А цел ли планшет?" С трудом выколупываю свое тело из сугроба, планшет цел, спас мягкий сугроб. Вторая мысль: "А целы ли лыжи?".  Сую руку в сугром, отстегиваю крепления, достаю лыжи... Целы! Начинаю выползать из сугроба, и тут вижу очередного спорсмена, выбравшего такой же маршрут до 3-го КП. Хотел было крикнуть ему, чтобы не разгонялся, да только успел заметить и понять: "Он-ориентировщик! Я-нет!", т.к. он и не думал включать "первую космическую", перед перекрестком заранее стал притормаживать и уверенно вошел в поворот.  Следом за ним показались 4 девчушки, лет 9-10. Они так же, спускаясь с горки плугом вошли в поворот без падений. А что я?  Отряхиваюсь, разминаю ушибленную руку, надеваю лыжи и двигаюсь дальше. Метров через 100 начинается короткий, но весьма "увесистый" подъем в горку, этакий "торчок". На нем пытаются забраться те четверо девочек. Полу-ёлочкой, полу-лесенкой... Увидев меня, пытаются уступить мне лыжню, но в результате, двое из них падают, двое прижались к сугробу и с горем пополам пытаются удержать равновесие. Вобщем, обогнать, особенно на подъеме, в ориентировании весьма проблемотично, к тому же, если детская и взрослая дистанция на части участков совпадает (считаю это недочетом составителей дистанции). Я махнул девочкам рукой, мол, двигайте, я подожду.

На этой горке и был 3-ий КП, который оказалось для меня последним, т.к. на 4-ый КП предстоял довольно длинный перегон с массой вариантов, я поехал выбранным, но запутался в лыжнях. Местность оказалась тут равнинной, привязаться я ни к чему не смог (еще раз убедив себя, что ориенировщик из меня никудышный). Пришлось просто по компасу выбрать направление в сторону финиша. Так и продвигался не спеша, поглядывая на компас. Наконец. увидел автодорогу, которая шла к месту старта/финиша, снял лыжи и пешком доковылял до финиша. С соревнований, конечно же, был снят, т.к. взял только 3 КП из 10.  

Но сказать, что зимнее ориентирование - это не серьезно, больше язык не поворачивается! Как то так..."

Теперь, что касается лыжной гонки по маркированной трассе в спортивном ориентировании.

В этом виде соревнований участник бежит по маркированной определенным цветом лыжне, соответствующей его возрастной группе. Т.е. в лесу снегоходы накатывают нескольно лыжней-петель, каждая из которых промаркирована цветными флажками. Эта лыжня шире, и гораздо лучше подготовлена, чем на "сетке". Карта местности применяется "обычная", т.е. летний вариант, на которой обозначены лишь места старта и финиша. КП находятся прямо на лыжне. Когда спортсмен подъезжает к КП, его задача отметиться на нем электронным чипом, и, что самое главное, иголкой (булавкой, либо любым другим острым предметом) на карте сделать прокол именно в том месте, где, по мнению спортсмена, находится этот КП. Чем дальше (в миллиметрах) будет прокол от истинного местоположения КП, тем больше спортсмен получит штраф (в минутах). Эти штрафные минуты прибавятся к его фактическому времени прохождения дистанции, а итоговое время и будет являться окончательным результатом.

Казалось бы, всё просто! Знай беги себе на максимальной скорости по хорошей лыжне, собирай КП! Не нужно "фотографировать" глазами предстоящий путь, запоминать сетку...    Но на самом деле, все не так то просто!  Скорее наоборот, - сложно!  Дело в том, что при ориенировании на лыжах в заданном направлении, спортсмен сам определяет для себя маршрут от КП до КП, т.е. САМ СЕБЯ ВЕДЕТ по дистанции, и всегда, с большой долей вероятности, может точно определить свое местоположение на карте в текущий момент. На маркированной трассе ВЕДУТ ТЕБЯ!  Снегоходы укатывают трассу не по-прямой, не по тропинкам и просекам, которые нарисованы в карте. Часто лыжня долго петляет по снежной целине, стараясь запутать спортсмена, а сам КП появляется в "самый неожиданный момент" и без четкой (легкочитаемой) привязки. Вот где нужно держать мозги включенными ежесекундно! Опытные ориентировщики бегут на лыжах именно с той скоростью, с которой мозг успевает анализировать изменения направления лыжни, читать попутные ориентиры, окружающий рельеф, вовремя поворачивать стол планшета. Бывает, что даже очень опытные спортсмены при взятии КП не рискуют сразу же делать прокол на карте. Они помечают (например, карандашом) предполагаемое мостонахождение КП, затем проезжают по лыжне еще немного, до ближайшего "читаемого" ориентира, и только после этого делают прокол.

   Подводя итог, можно сказать, что в лыжном ориентировании не так важна техника лыжного хода как таковая. Важнее техника прохождения различных участков дистанции, умение маневрировать: входить в повороты, тормозить, подниматься в гору по узкой лыжне, и т.д.  И конечно же, нужна голова, которая поможет выбрать правильный маршрут, поможет начать вовремя оттормаживаться, вовремя брать разгон, отслеживать все развилки и ориентиры, одним словом, поможет "держать ноги в узде".

   Разумеется, детские дистанции (для групп М/Ж-10,  М/Ж-12,  М/Ж-14) проложены просто. При "заданке" никто не будет "затаскивать" детей на крутые спуски/подъемы с крутыми виражами и поворотами. Вся дистанция будет проложена на максимально возможной равнинной местности, с максимальным использованием "стационарных" широких лыжных трасс. На "маркировке" путь без "хитросплетений", а сами КП стоят у более-менее читаемых ориентиров. Тем не менее, участие ребенка в таких соревнованиях помогает ему набрать хороший опыт в ориентировании как таковом, и в беге на лыжах.

   Вы можете потренировать свою память в зимнем ориентировании на этом сайте.



 
Пожаловаться на сайт