Главная » Как брать азимут »

Как брать азимут

АЗИМУТ - это угол между направлением на север и направлением на какой-либо удаленный предмет (например, КП).

Умение брать азимут (точное направление движения до удаленного объекта) и по нему двигаться - один из важнейших и обязательных приемов в спортивном ориентировании. Каждый ориентировщик, хоть опытный, хоть новичок, должен это знать как "Отче наш"!

Детей в секции этому учат тренеры, уделяя огромное количество времени. Но как только дело доходит до соревнований, наблюдается такая картина: стоит карапуз в лесу,  вертит компас, теребит карту, пытаясь найти в ней все ответы на все вопросы... (переволновался, забыл как брать азимут. А можеет и не помнил толком, на тренировках ворон считал). А время идет!  Потом он видит более смышленого одногруппника, который уверенно бежит по дистанции,  увязывается за ним. Так и получаются "паровозы", где "локомотив" - молодец, претендент на призовое место, а все остальные "вагончики" получают только кросс по лесу, и ни о каких медалях, опыте, знаниях и новых навыках речи быть уже не может.

   Дело в том, что постановщики дистанций, делают детские дистанции хоть и простые и короткие (бОльшая часть по дорожкам), но все же, дабы уровнять шансы на победу "быстроногих" и "мозговитых", один-два КП ставят так, что быстрый заход на них возможен только по азимуту.  Конечно же, расстояния до таких КП от предыдущих минимальны, а если ребенок "промахнется", то не заблудится, а упрется в какой нибудь хорошо видимый стопорящий ориентир (например: дорога, просека, поляна и пр.) и будет повторно заходить на КП, но уже с другого направления.

Так как же брать азимут? Расскажу максимально подробно.


  Итак, вот спортивная карта.

Задача: находять на 1-ом КП, взять азимут на 2-ой КП.

Расстояние между КП около 200 метров. Промежуточных опорных ориентиров нет. Соединяющих их тропинок нет. Причем, 2-ой КП находится в "зеленке" у ямки (а может и в самой ямке), поэтому издалека его не заметить, и двигаться нужно четко по азимуту. Единственным "помощником" служит выступ, на котором находится ямка. Сразу отмечу, что на практике, данный пример совсем "не детский", т.к. за 2-ым КП нет "стопорящих" ориентиров.

Дейтвие 1

Соединяем центры кружков КП с помощью компаса (в данном случае, левой гранью платы компаса. Можно и с помощью длинных красных рисок на плате,но, на мой взгляд, гранью проще и быстрее). Одной рукой прижимаем компас к карте, чтобы он не сместился во время дальнейших действий.


Дейтвие 2

Глазами определяем, где на карте указан север. Для этого на карте рисуются синие тонкие линии в виде стрелочки через всю карту (линии магнитного меридиана), которые и показывают север. Это могут быть и просто синие линии (как в данном примере). В этом случае, где север, а где юг, указывают следующие моменты:   1. Все надписи на карте, в т.ч. номера КП напечатаны строго "головой" на север.    2.  Условные знаки "микроямка" и "воронка" своими "рожками" так же ориентированы на север. На фото - север справа.

Поворачиваем свободной рукой колбу компаса так, чтобы красные риски на колбе совпали с направлением линий магнитного меридиана на карте. Причем, на колбе есть еще 2 коротких "жирных риски" (в данном случае, две красных жирных точки). Так вот, этот "прицел" должен быть повернут в сторону севера.


Дейтвие 3

Теперь поворачиваемся так, чтобы стрелка компаса, указывающая на север (в данном случае - красная) совместилась с "прицелом" на колбе.

В итоге: карта сориентирована (направлениие линий магнитного меридиана на карте совпадают с фактическим направлением на север), а плата компаса показывает, в каком направлении нужно двигаться.

Далее, ребенку для удобства, лучше приложить ребро ладони к компасу, чтобы ладонь показывала направление. Глазами проложить прямую до какого-нибудь отдаленного объекта (например, выделяющегося дерева), который находится по курсу следования в вычесленном направлении, и бежать.  

Во время бега по азимуту, компас лучше держать на ладони, горизонтально земле и переодически СЛЕДИТЬ, чтобы стрелка компаса находилась в "прицеле". Если стрелка отклонилась, например, вправо -  значит произошло отклонение от курса влево. Нужно вовремя подкорректировать курс. В любом случае, особенно новичкам, бежать по азимуту нужно не сломя голову, а аккуратно, не спеша, пока не придет опыт и чувство пройденного расстояния.  При подходе к КП нужно внимательно оглядеться по сторонам, выискивая призму КП с минимального расстояния.

Вот и всё!

Казалось бы, долгая процедура...   Но на практике, с опытом, это занимает не более 5 секунд! 

Во "взрослом" ориентировании данная процедура не применяется. А если и применяется, то крайне редко, когда предстоит бежать перегон до очередного КП по лесу без видимых опорных ориентиров по сторонам (КП стоит "в молоке").

"Взрослое" ориентирование - это опыт. Опыт - это скорость. Скорость - это экономия каждой секунды.  Поэтому, при подходе на КП спортсмен понимает, в каком направлении он двигается сейчас, и в какую сторону ему нужно бежать дальше,  после отметки на КП. Для этого, карта в руках спортсмена ВСЕГДА повернута по направлению движения. Т.е., при правильном положении карты в руке спортсмена (сориентированной по направлению движения),  "роль азимута" выполняет красная линия, соединяющая кружки текущего и следующего КП.

Бывает так, что даже опытному ориентировщику не удается взять КП "чисто", т.е. когда он выбегает в район КП, но его не видит по причине небольшого отклонения от курса, либо из-за скрытной постановки самой призмы КП. Тогда ему приходится либо "привязываться" к какому-нибудь дополнительному ориентиру на местности, либо "прочесывать" участок в поисках, например, ямки,  на дне которой стоит КП.  В этом случае, текущее направление трудно "удержать в голове", чтобы сразу же после отметки на КП отправиться в путь на следующий КП. Тогда спортсмен берет "грубый азимут", т.е. взглянув на компас, просто поворачивает в руках карту стрелками магнитного меридиана на север (ориентирует карту), и соответственно далее,  красная соединительная линия на карте ему укажет направление на следующий КП.

А далее - опыт и внимательность!  Внимательность и опыт! 

Нужно держаться выбранного направления (ведь отслеживать точный курс по "прицелу" на компасе уже не получится), читать на карте и фиксировать глазами все попутные опорные ориентиры, рельеф, чувствовать пройденное расстояние. Ребенку-новичку это конечно же не по силам, поэтому  знания о "правильном" (точном) азимуте ему необходимы.

 
Задать вопрос Пожаловаться на сайт